До 2008 года в качестве грозозащитных тросов применялись преимущественно стальные канаты, изготавливаемые по ГОСТ 3062, ГОСТ 3063, ГОСТ 3064. Они обладали существенными эксплуатационными недостатками в части устойчивости к комплексному воздействию токов молнии, эоловой вибрации, пляске проводов, токов короткого замыкания, образованию гололеда. Такие воздействия приводили к пережогу отдельных проволок, расплетению их на критическую длину с замыканием на фазные провода, недопустимым провисаниям, обрывам. В 2008 г. разработан и принят стандарт ОАО «ФСК ЕЭС» СТО 56947007-29.060.50.015-2008 «Грозозащитные тросы для воздушных линий электропередачи 35-750 кВ. Технические требования» (далее СТО). В настоящее время накоплен достаточно большой (более 6 лет) положительный опыт применения грозотросов нового поколения. При сооружении новых ВЛ 35-750 кВ в течение этого времени применено более 13000 км грозозащитного троса нового поколения. В то же время за последние 5 лет произошло 1467 технологических нарушений, связанных с обрывами грозозащитных тросов. Грозозащитные тросы нового поколения обеспечили следующие преимущества по отношению к стальным канатам по ГОСТ 3062, ГОСТ 3063, ГОСТ 3064: - подтвержденная опытным путем, включая эксплуатацию, стойкость к ударам молнии в соответствии с СТО; - высокая коррозионная стойкость; - повышенная прочность на разрыв; - повышенная устойчивость при гололедно-ветровых воздействиях; - двукратное снижение относительного удлинения, что исключает возможность его существенного провисания в процессе эксплуатации. Тем не менее, при реконструкции старых ВЛ, даже при наличии фактического запрета (информационное письмо от 22.06.2009 № ЧА/29/57 и изменения к СТО) в качестве грозотроса зачастую используют не имеющие аттестации обычные стальные канаты. Аргументацией для этого служит то, что «старые» опоры не выдерживают вес и тяжение нового грозотроса. При рассмотрении и анализе технической стороны проблемы можно прийти к следующим выводам: - Максимальное превышение веса грозотросов нового поколения, изготовленных в соответствии с СТО над стальными канатами по ГОСТ 3062, 3063, 3064 одинаковых диаметров на 1 метр распределенной нагрузки от веса составляет 20-30 грамм. Этой величиной можно пренебречь, как малой величиной существенно более высокого порядка в отношении значений других нагрузок, таких как гололед и ветровое давление. - Термическая стойкость к токам КЗ изготовленных в соответствии с СТО над стальными канатами по ГОСТ 3062, 3063, 3064 одинаковых номинальных диаметров будет существенно выше за большего сечения грозотроса и меньшего сопротивления. На основании этого возможно уменьшение диаметра грозотроса нового поколения по сравнению со «старыми» грозотросами одинакового сечения с увеличением разрывной группы. Данные расчета показывают, что навеска грозотросов нового поколения с уменьшенными диаметрами, по сравнению с традиционно канатами по ГОСТ 3062, 3063, 3064 позволяет снизить стрелы провеса грозотроса, увеличить длину габаритного пролета и снизить вес троса, что приводит к уменьшению нагрузок на опоры ВЛ от ветрового давления и уменьшению гололедных отложений. Изменения в СТО от 30.10.2014 ввели запрет на применение в качестве грозозащитных тросов на ВЛ 35-750 кВ грузовых стальных канатов марок ЛК, ТК по ГОСТ 3062, ГОСТ 3063, ГОСТ 3064, а также обязательное требование на комплексное испытание грозотроса (стойкость к эоловой вибрации после воздействия тока молнии). С целью увеличения срока службы грозозащитных тросов в составе строящихся ВЛ, а также повышения надежности и обеспечения безаварийной работы ранее построенных ВЛ следует: 1 Неукоснительно соблюдать требования Положения ОАО «Россетти» о единой технической политике в электросетевом комплексе (пп. 2.4, 2.4.5) утвержденном Советом Директоров ОАО «Россетти» (протокол от 23.10.2013 №138). 2 Запретить применение в качестве грозозащитных тросов стальных канатов, изготавливаемых по ГОСТ 3062, 3063, 3064 при реконструкции и новом строительстве ВЛ 35 кВ и выше. 3 С момента выхода данного письма запретить приобретение стальных канатов по ГОСТ 3062, 3063, 3064 в аварийный резерв. 4 После исчерпания объемов аварийного резерва стальных канатов по ГОСТ 3062, 3063, 3064, запретить их применение для ремонтно-восстановительных работ ВЛ 35 кВ и выше. 5 При реконструкции, новом строительстве восстановительных работах применять аттестованные грозозащитные тросы нового поколения, изготовленные в соответствии с 29.060.50.015-2008 «Грозозащитные тросы для воздушных электропередачи 35-750 кВ. Технические требования» (с изменениями от 30.10.2014). При ремонтно-восстановительных работах использованы рекомендации, изложенные в Приложении информационного письма. Считать утратившими силу Информационные письма от 22.06.2009 № ЧА/29/57 и от 11.12.2013 № БР/74/883.
Вернуться к списку